Администрация Каргапольского муниципального округа
Курганской области

Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Администрации Каргапольского муниципального округа за 2024 год

1. Общие положения

 

Настоящий Доклад подготовлен во исполнение пункта 3 статьи 47 Федерального закона от 01.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», с целью профилактики нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, на территории Каргапольского муниципального округа в сфере муниципального земельного контроля.

 

Основная цель проведения контрольно-надзорных мероприятий - предупреждение нарушений юридическими лицами, физическими и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.

Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

Объектом муниципального земельного контроля являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), расположенные на территории Каргапольского муниципального округа (далее - объекты контроля).

Органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля, является Администрация  Каргапольского муниципального округа (далее по тексту – орган муниципального контроля).

Муниципальный земельный контроль на территории Каргапольского МО осуществлялся должностными лицами в соответствии с:

 - Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993;

 - Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации";

 - Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ "Гражданский кодекс Российской Федерации";

 - Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";

 - Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

 - Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

 - Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ,

- Решением Думы Каргапольского муниципального округа от 25.08.2022г. № 120 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории Каргапольского муниципального округа»,

- решением Думы Каргапольского муниципального округа от 24.10.2023 г. № 324 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Каргапольского муниципального округа»,

- решением Думы Каргапольского муниципального округа от 11.06.2024 г. № 392 «О внесении изменений в решение Думы Каргапольского муниципального округа от 25.08.2022 г. № 120 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории Каргапольского муниципального округа»,

- решением Думы Каргапольского муниципального округа от 11.06.2024 г. № 393 «О внесении изменений в решение Думы Каргапольского  муниципального округа от 24.10.2023г. № 324 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Каргапольского муниципального округа»,

2. Анализ наиболее часто выявляемых нарушений.           

В рамках исполнения полномочий по муниципальному земельному контролю на территории Каргапольского муниципального округа в 2024 году на территории населенных пунктов Каргапольского муниципального округа плановые контрольные (надзорные) мероприятия (далее – КНМ) не проводились.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установило особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении муниципального земельного контроля:  в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок при осуществлении муниципального контроля включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Основными мероприятиями при проведении муниципального земельного контроля в 2024 году являлись профилактические мероприятия (консультирование, информирование, объявление предостережения), а также мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами (выездное обследование, наблюдение за соблюдением обязательных требований).

Проведено 176 КНМ без взаимодействия (88 наблюдения за соблюдением обязательных требований, 88 выездных обследования, в том числе 40 КНМ проведены на территории земель сельскохозяйственного назначения, 136 КНМ проведено на территории земель населенных пунктов).

По результатам проведения КНМ без взаимодействия и по результатам профилактических мероприятий контролируемым лицам выдано 82 предостережения, проведено 37 консультирований, 12 обобщений правоприменительной практики, 114 информирований по вопросам соблюдения обязательных требований земельного законодательства.

По результатам проведения КНМ выявлено 11 земельных участков, используемых без правоустанавливающих документов или с выявленным самовольным занятием земельных участков, на 21 земельном участке выявлены признаки неиспользования земельного участка в видом разрешенного использования  - для индивидуального жилищного строительства, на 18 земельных участках сельскохозяйственного назначения выявлены признаки зарастания сорными растениями и кустарниками, на 8 выявлены признаки неиспользования и неосвоения земельного участка, на 1 земельном участке выявлены признаки использования участка не по целевому назначению. 

6 контролируемых лиц освободили дополнительно занятые земельные участки, 3 контролируемых лица произвели очистку земельных участков от сорной растительности, 25 контролируемых лиц отказались от находящихся в их собственности земельных участков, 24 контролируемых лиц оформили земельные участки, 1 контролируемое лицо использует земельный участок по целевому назначению, по результатам выдачи предостережений на 4 земельных участках сельскохозяйственного назначения сменился арендатор.

Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

 

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законодательством прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

 

К таким характеристикам относятся границы земельного участка, координаты поворотных точек земельного участка, площадь и т.п. Владелец земельного участка обязан использовать его в границах своей территории и с учетом координат поворотных точек.

 

Нарушение в виде самовольного занятия земельного участка может быть допущено в результате строительства или проведения иных работ (благоустройство территории, ограждение территории), также земельный участок может быть приобретен с уже имеющимися постройками, которые находятся за границами участка. Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Отсутствие документов на земельный участок или часть земельного участка, используемого участником земельных отношений, является подтверждающим фактом о наличии признаков использования такого земельного участка без прав, что также является правонарушением, предусмотренным ст. 7.1 КоАП РФ.

 

Обращаем внимание, что ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ наступает как за активные действия, направленные на занятие земельного участка, так и в результате использования уже занятой территории без предусмотренных законодательством прав. Что необходимо сделать, чтобы не допустить данное нарушение: - проверьте, имеются ли у Вас документы, подтверждающие право владения или пользования земельным участком; - проверьте, зарегистрированы ли на него в установленном порядке права; - земельный участок следует использовать в границах, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости. Данную информацию можно проверить на публичной кадастровой карте на официальном портале Росреестра РФ. Выявить несоответствие в части использования земельного участка за пределами установленных границ, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, возможно путем изучения (анализа, верификации) находящихся на руках землеустроительных дел и межевых планов. Другим способом подтверждения соответствия фактических границ документально закрепленным, является вынос границ земельного участка путем проведения соответствующих кадастровых работ). - убедитесь в том, что используемая и огороженная площадь участка соответствует площади, указанной в ваших документах на землю; - проверьте, что постройки, ограждения, ограничивающие доступ на территорию, находятся в границах земельного участка; - проверьте, что используемое имущество (материальные ценности: дрова, стройматериалы и пр.) размещены Вами в границах вашего земельного участка, а не на свободной территории, относящейся к землям общего пользования (улицы, дороги и т.п.), а также не на участке соседей.

 

Вышеперечисленные действия позволят избежать спорных ситуаций с правообладателями смежных земельных участков, а также Вами не будут нарушены требования земельного законодательства Российской Федерации.

Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

 

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарногигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Вместе с тем, изменение функционального назначения зданий, расположенных на земельном участке, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов влечет изменение функционального назначения земельного участка и, как следствие, вида разрешенного использования земельного участка в зависимости от которого изменяется процентная ставка по уплате налоговых платежей, а также налоговая база, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, согласно налоговому законодательству и является налоговой базой для исчисления земельного налога. Фактически нецелевое использование земель – это скрытые потери местного бюджета в виде не доначислений платежей за землю, поскольку ставки земельного налога и арендной платы зависят от вида разрешенного использования каждого отдельно взятого земельного участка. Например, субъект предпринимательства на части своего земельного участка, с оформленными правами на нее (право собственности или аренды) с видом разрешенного использования под склад (или под производственную базу) осуществляет торговлю товарами, продуктами, и т.п. В данном случае речь идет как раз о нарушении данным субъектом предпринимательства земельного законодательства в виде использования не по целевому назначению земельного участка, так как земельное законодательство предписывает использовать в соответствии с видом разрешенного использования земельный участок целиком. Указанный вид нарушения встречается и в частном жилом секторе, когда граждане на землях, предоставленных для ИЖС или ЛПХ, открывают магазины, СТО, шиномонтажные мастерские, автомойки, при этом, не изменяя целевого назначения земель, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

 

Что необходимо сделать, чтобы не допустить данное нарушение: - используйте земельный участок в соответствии с целевым назначением; - сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок; - выбрать самостоятельно вид разрешенного использования из видов, предусмотренных зонированием территорий, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

 

Вместе с тем, для использования земельного участка с иным целевым назначением необходимо внести изменения в ЕГРН. Только после внесения указанных изменений можно говорить о законности использования земельного участка с иным целевым назначением. Данные действия позволят избежать нарушения земельного законодательства, и Вы не будете привлечены к административной ответственности в виде весьма значительных штрафных санкций. Заблаговременно примите все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.

4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

 Проанализировав наиболее часто совершаемые правонарушения на территории Каргапольского муниципального округа, Администрация Каргапольского муниципального округа рекомендует нижеследующее:

 1) лицам, заинтересованным в устранении нарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, необходимо обратиться в Администрацию Каргапольского муниципального округа для оформления самовольно занятых земельных участков, либо привести данные земельные участки в ранее установленные границы в соответствии с земельным законодательством;

 2) лицам, заинтересованным в устранении нарушения, выразившегося в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, необходимо обратиться Администрацию Каргапольского муниципального округа для оформления прав на земельные участки в соответствии с земельным законодательством;

 3) лицам, заинтересованным в устранении нарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель (или) разрешенным использованием, необходимо использовать земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования, либо привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с его фактическим использованием (при наличии возможности в рамках действующих градостроительных норм).

 

За нарушения требований, установленных земельным законодательством граждане, индивидуальные предприниматели, организации всех форм собственности, организационно - правовых форм и их должностные лица несут административную, гражданско-правовую ответственность на основании и в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

5. Заключительные положения

 

В рамках обобщения и анализа правоприменительной практики по осуществлению муниципального контроля Администрацией Каргапольского муниципального округа были рассмотрены наиболее часто совершаемые правонарушения законодательства.

 

Рекомендации по соблюдению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, на территории Каргапольского муниципального округа, позволяет обеспечить уменьшение количества выявляемых нарушений и недопущение их впредь.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике