Реформирование местного самоуправления поставило задачу повышения роли граждан в определении приоритетных задач социально-экономического развития своих территорий проживания. Деятельность органов местного самоуправления на местах должна быть направлена на то, чтобы принятием нормативных правовых документов и практической повседневной работой привлечь как можно большее число жителей к участию в самоорганизации, а также способствовать и поддерживать создание и деятельность на территории любых самостоятельных субъектов экономической и хозяйственной деятельности.
Реальное местное самоуправление предполагает самодостаточность. Это, прежде всего, означает способность решать свои проблемы собственными силами, т.е. умение максимально использовать имеющиеся и находить недостающие ресурсы. Поэтому, приоритетными направлениями деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований должны стать – оказание содействия развитию малого и среднего предпринимательства, создание условий для повышения эффективности работы предприятий и организаций, существующих на территориях муниципальных образований, независимо от форм собственности, а также создание условий для привлечения инвесторов, желающих размешать свои производства на этой территории.
Муниципальная власть должна быть более эффективной в решении своих, местных вопросов. Хочется отметить, что перечень местных задач продолжает пополняться за счет включения в него новых расходных обязательств муниципалитетов. В итоге, если на момент появления 131-ФЗ за органами власти муниципальных районов закреплялось 25, а поселений - 27 вопросов местного значения, то в настоящее время их уже соответственно 37 и 39. Это свидетельство того, что компетенция муниципальных образований до настоящего времени находится в стадии уточнения. Она подвержена частым изменениям, что не может не отражаться негативным образом на работе органов местного самоуправления.
Комплексный характер муниципальных правовых отношений, высокая подвижность и изменчивость российского законодательства, нередко его противоречивость порождают проблемы в правоприменительной и правотворческой деятельности органов местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Такая структура позволяет организовать работу таким образом, чтобы конкретный орган, его структурное подразделение, конкретное лицо отвечало за порученный участок работы.
Представительные органы муниципальных образований занимают особое положение в системе местного самоуправления. В связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность введения института представительства. Представительный орган местного самоуправления - это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Современный представительный орган власти районного уровня был сформирован в 2010 году в количестве 15 депутатов путем прямых выборов по трем пятимандатным избирательным округам и получил название Каргапольская районная Дума четвертого созыва. Депутатский корпус районной Думы сохранил преемственность – 8 депутатов районной Думы III созыва были переизбраны на очередной срок.
Представительные органы наделены исключительной компетенцией, содержание которой подчеркивает особенность их статуса. Это, прежде всего, нормотворчество и контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Для ведения нормотворческой работы, качественной и своевременной подготовки рассматриваемых вопросов депутаты по-прежнему объединены и работают в 4 постоянных комиссиях: по бюджетно-финансовым вопросам и экономической политике (председатель Петров А.И.), по вопросам социального развития района (председатель Банникова Л.А.), по развитию сельского хозяйства, экологии и природных ресурсов (председатель Дмитриев В.В.), по нормотворчеству и местному самоуправлению (председатель Незнаев С.А.). Работа депутатских комиссий служит помощью депутатам в подготовке, изучении, доработке рассматриваемых проектов решений. Заседания комиссий проводятся в соответствии с планами их работы.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым в представительном органе, депутаты могут объединяться во фракции и депутатские группы по партийному, профессиональному, территориальному и другим признакам. В нашей Думе сформирована фракция ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», объединяющая в своих рядах 12 депутатов, членов и сторонников партии (руководитель Банникова Л.А.).
Основной формой деятельности районной Думы являются заседания. На заседаниях Думы депутаты на основе коллегиального и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные к полномочиям районной Думы. Как и в предыдущие годы, работа по разработке, рассмотрению и принятию решений проходила слаженно, заинтересованно и ответственно.
Заседания проводятся не реже одного раза в квартал в соответствии с годовым планом работы Думы, в котором отражены приоритетные направления деятельности районной Думы. Годовой план конкретизируется квартальными планами работы. Проводятся как очередные, так и внеочередные заседания районной Думы. Заседания носят открытый, гласный характер, в их работе может принять участие любой избиратель-житель района. На них приглашаются сотрудники аппарата Администрации района, депутаты областной Думы, представители федеральных и областных структур, предприятий и организаций, СМИ, депутаты сельских Дум. В обязательном порядке на заседаниях Думы присутствует прокурор Каргапольского района или его заместитель.
Перечень вопросов, вносимых в повестку заседания районной Думы, формируется председателем Думы из предложений, представленных Главой района, депутатами, комиссиями Думы, и публикуется на страницах районной газеты «Сельская правда» и на сайте района.
В районной Думе создана база данных: «Реестр принятых и вступивших в силу муниципальных нормативных правовых актов Каргапольской районной Думы» (в электронном виде и на бумажном носителе). Все действующие нормативные правовые акты районной Думы всех созывов включены в реестр. После каждого заседания Думы, все принятые НПА заносятся в данный реестр и направляются в правовое управление Правительства Курганской области. Все нормативные правовые акты районной Думы размещаются на официальном сайте Каргапольского района, часть публикуется в районной газете и информационном вестнике района.
Анализируя количественные показатели работы районного представительного органа, отмечу, что интенсивность её сохраняется примерно на том же уровне, что и в предыдущие годы. С марта 2010 года по декабрь 2012 года проведено 26 заседаний, на которых принято 250 решений по различным вопросам (для сравнения: Думой третьего созыва проведено 17 заседаний, рассмотрено 222 вопроса). Среди принятых решений преобладали решения финансово-экономического блока: решения по экономическому развитию, бюджету, муниципальной собственности, далее решения по социальным вопросам, нормативной и правовой деятельности, вопросам местного самоуправления и т.д.
Одна из главных задач, решаемых Думой - создание нормативной базы в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для реализации органами местного самоуправления их полномочий, обеспечение взаимодействия между органами местного самоуправления района и поселений, взаимодействие с органами государственной власти Курганской области, учреждениями и организациями, работающими на территории Каргапольского района.
Работа депутатов Думы проходит в условиях постоянного реформирования системы местного самоуправления: со дня принятия базового 131-ФЗ в него более 70 раз вносились изменения, также нам приходится исполнять требования других федеральных и областных законов, которые также довольно часто меняются. В связи с этим основным направлением работы Думы является осуществление нормотворческой деятельности (обсуждение и принятие нормативных актов новой системы правоотношений района во всех сферах) и приведения системы муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством. Нормотворческая деятельность регламентируется Положением о порядке подготовки, принятия и вступления в силу нормативных правовых актов местного самоуправления района.
В исключительной компетенции Каргапольской районной Думы находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
Устав муниципального образования является нормативно-учредительным актом, основным правовым документом муниципального образования, закрепляющим организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории муниципального образования. Именно в соответствии с Уставом принимаются правовые акты районной Думы, Администрации района. В целях обеспечения законности и соблюдения норм законодательства при внесении в Устав изменений соответствующий проект изучается членами комиссии по нормотворчеству и направляется для проведения правовой экспертизы в Управление Министерства юстиции РФ по Курганской области и прокуратуру Каргапольского района. За прошедший период изменения в Устав района вносились шесть раз, в т.ч. в 2012 году – два раза.
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
Решение вопросов местного значения невозможно без местного бюджета, а под местным бюджетом понимается документальный свод доходов и расходов, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, поэтому работа с бюджетом района остается главной в деятельности депутатского корпуса. Вопросы бюджета обсуждаются на каждом заседании Думы: было заслушано четыре отчета об исполнении бюджета, шесть раз в текущий бюджет вносились изменения, а в декабре был принят бюджет 2013 года. Принятый бюджет продолжает носить социальную направленность, т.к. львиная его доля расходуется на образование, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, спорт и т.д. Неправильная, на наш взгляд, налоговая политика центра, не позволяет сегодня увеличивать доходную часть бюджета, сопоставимую с нашими расходами. 70 % средств мы получаем из бюджетов других уровней. Несмотря на настойчивую работу Администрации района, лично Главы района Сухнева В.Г. по привлечению инвестиций в район, большая доля платежей уходит в бюджет области и федеральный бюджет. Предложения муниципалитетов о пересмотре бюджетной политики не принимаются. Единые социальные стандарты в стране не утверждены, поэтому у нас присутствует недополучение бюджетных средств на исполнение органами местного самоуправления вопросов местного значения. Вышестоящие уровни власти упорно не хотят стимулировать муниципалитеты в этом направлении.
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
Местные налоги и сборы - это обязательные платежи, устанавливаемые представительным органом муниципального образования самостоятельно и направляемые на решение вопросов местного значения. Налоговый кодекс РФ устанавливает только два местных налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Данные налоги устанавливаются сельскими и поселковыми думами. Доходы от местных налогов зачисляются в бюджеты поселений.
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
Именно представительные органы местного самоуправления определяют основные направления развития муниципального образования в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, использования земель и т.п. Для развития муниципального образования в данных сферах представительный орган выделяет средства из местного бюджета. Соответственно, исполнительные органы местного самоуправления предоставляют в представительный орган отчеты об исполнении планов и программ развития муниципального образования и расходовании финансовых средств. Районной Думой принята стратегия социально-экономического развития Каргапольского района до 2020 года, в нее вносились коррективы, также ежегодно утверждаются программы социально-экономического развития района на среднесрочную перспективу и отчеты об их исполнении. В 2012 году в порядке контроля заслушивались отчеты об исполнении или ходе исполнения программ: «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Каргапольском районе», «Приватизации муниципального имущества Каргапольского района», «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Каргапольском районе», «Культура Каргаполья», «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Каргапольском районе», «Обеспечение жильем молодых семей в Каргапольском районе», «Энергосбережение в организациях и учреждениях, финансируемых из бюджета Каргапольского района».
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
Решение вопросов оперативного управление и распоряжение объектами муниципальной собственности осуществляют исполнительные органы местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования выполняет более важную, стратегическую функцию: определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с которым все другие органы местного самоуправления планируют свою деятельность. Такой порядок был утвержден районной Думой в 2010 году, в 2012 году был принят реестр объектов муниципальной собственности Каргапольского района в новой редакции. В связи с уточнением данных по объектам собственности в него уже пять раз вносились изменения. Всего за прошлый год было рассмотрено 16 вопросов, связанных с распоряжением муниципальной собственностью района.
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
Решение о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установление тарифов на их услуги осуществляется исполнительными органами местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования в данном случае определяет порядок принятия таких решений. Порядок принятия такого решения был обновлен Думой в 2011 году, а порядок установления тарифов на услуги был установлен в 2007 году.
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
Именно представительные органы муниципальных образований рассматривают и решают вопрос о необходимости кооперации друг с другом и о формах данного объединения. Данный порядок был определен Думой в 2007 году.
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
Такой порядок был определен Думой предыдущего созыва в 2008 году.
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Районная Дума осуществляет контрольные функции в соответствии с имеющимися у нее полномочиями. Кроме организационного контроля, представительный орган муниципального образования также вправе осуществлять и финансовый контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Районной Думой в рамках контроля рассматривались следующие вопросы: об оплате труда муниципальных служащих Каргапольского района, Главы района и председателя районной Думы, о муниципальной службе Каргапольского района, о Кодексе этики и служебного поведения муниципальных служащих Каргапольского района, об итогах весенне-полевых работ в АПК Каргапольского района, о ходе уборочных работ в АПК Каргапольского района, об организации летнего отдыха детей в Каргапольском районе, о готовности школ и дошкольных учреждений района к новому учебному году, о реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Каргапольского района, о ходе отопительного сезона в районе, о работе административной комиссии района, об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления района и другие.
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Данная компетенция расширила контрольные функции представительного органа муниципального образования. Основания для удаления главы муниципального образования в отставку предусмотрены 131-ФЗ в статье 74.1.
Кроме приведенного выше перечня вопросов исключительного ведения, представительный орган муниципального образования также осуществляет иные полномочия, которые закрепляются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законодательством.
В рамках иных полномочий районной Думой по предложениям Главы района дважды обновлялась структура Администрации района, уточнялись положения о структурных подразделениях Администрации, трижды заслушивалась информация о состоянии законности и правопорядка на территории района, была сформирована муниципальная избирательная комиссия Каргапольского района состава 2012-2017 годов и т.д. Особо следует отметить как имеющие большое социально-экономическое значение принятие генерального плана застройки р.п. Каргаполье, правил землепользования и застройки р.п. Каргаполье и р.п. Красный Октябрь, был откорректирован порядок проведения публичных слушаний по этим вопросам. Правила отражают все современные тенденции и соответствует действующему законодательству. Документ определяет основные принципы планировки территории, а также порядок и условия использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции. Проекты этих решений прошли процедуру публичных слушаний в соответствующих муниципальных образованиях.
В порядке реализации права нормотворческой инициативы в 2012 году в районную Думу председателем Думы было внесено 27 проектов решений, Главой района 45 проектов. Всего с марта
Перед рассмотрением проекты решений предварительно проходят правовую и экономическую экспертизу в структурных подразделениях и юридической службе Администрации района, а нормативные правовые акты еще и в Правительстве области, областной Думе, Управлении Минюста РФ по Курганской области и прокуратуре района. Отклоненных проектов решений не было. Качество принятых решений хорошее. От надзорных органов протестов на наши решения не поступало. В порядке правовой экспертизы проектов решений было несколько замечаний от прокуратуры района. Данные замечания мы учли и внесли в проекты соответствующие изменения.
В целях обсуждения проектов решений населением района проводятся публичные слушания. За прошлый год на публичных слушаниях было рассмотрено 7 проектов: изменения в Устав района, Программа социально-экономического развития и бюджет района на 2013 год, Правила землепользования и застройки населенных пунктов, генерального плана райцентра. Необходимую подготовку выполняли рабочие группы по организации и проведению публичных слушаний, проекты решений своевременно печатались в районной газете и на сайте района. Участники слушаний имели возможность высказать свою позицию относительного проекта решения. К сожалению, в их работе принимает участие очень малое количество населения, а предложений не поступало, за одним исключением: работники муниципальных учреждений культуры района обратились с предложением внести в проект бюджета района на 2013 год расходы по выплате им 25% «сельских» на сумму более 1 млн. рублей. По не зависящим от нас причинам в обращении было отказано, ответ в письменном виде направлен в их адрес.
В целях ужесточения контроля за деятельностью высших должностных лиц местного самоуправления с 2010 года представительный орган муниципального образования обязан заслушивать ежегодные отчеты главы муниципального образования о результатах деятельности главы муниципального образования и возглавляемой им местной администрации, иных подведомственных органов местного самоуправления, а также о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Данная два раза подряд представительным органом местного самоуправления неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования самоуправления по результатам его отчета является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку. Отчеты Главы района Дума заслушивала и до 2010 года только без определения оценки работы. Работа Главы Каргапольского района Сухнева В.Г. и Администрации района ежегодно единогласно получает только положительную оценку.
В этом году депутаты и население также имели возможность узнать подробную информацию о жизнедеятельности района за истекший год, задать Главе района вопросы, познакомиться с перспективами дальнейшего развития района, высказать свои пожелания. По итогам отчета хочется выразить благодарность Виктору Георгиевичу за то, что он сумел воплотить в жизнь многое из того, о чём его просили депутаты и население, что было принято в ходе сессионной деятельности, за большую позитивную работу по развитию района. Благодарю также заместителей Главы района, руководителей структурных подразделений, специалистов Администрации района, которые принимали активное участие в работе сессий и постоянных комиссий, разрабатывали проекты правовых актов, а затем их исполняли.
В основе деятельности депутатского корпуса положена преемственность и конструктивное взаимодействие с Курганской областной Думой. Наряду с другими районными Думами, 21 мая 2010 года нашей районной Думой заключено Соглашение о сотрудничестве с Курганской областной Думой, на основе которого свою работу думцы строят, исходя из взаимного стремления к расширению взаимодействия в интересах муниципалитетов. Областная Дума в рамках Соглашения, прежде всего, предоставила представительным органам широкие возможности для участия в законотворческом процессе. Нам высылаются проекты областных законов для предложений, их рассматривает комиссия по нормотворчеству и дает заключение, наши замечания и предложения отправляются обратно в область, где и учитываются при принятии закона.
В качестве методической помощи районная Дума проводит работу с поселенческими думами района. Благодаря такому сотрудничеству уставы поселений района всегда находятся в актуальном состоянии и соответствуют действующему законодательству. Только за 2012 год такая помощь нами оказывалась 4 раза.
Мы направляем в областную Думу проекты НПА для проведения правовой экспертизы и получаем экспертные заключения правового управления Курганской областной Думы. Полученные замечания устраняются, благодаря чему, в том числе, мы не имели в прошлом году протестов от контрольных органов.
В 2011 году Курганской областной Думой впервые был учрежден Конкурс представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области. Районная Дума ежегодно принимает участие в этом Конкурсе.
В целях совершенствования взаимодействия Курганской областной Думы с районными и городскими Думами с 2010 года в сети Интернет работает Портал представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области. С первых дней своей работы Интернет-портал стал эффективным инструментом организации совместной работы депутатов областной и районной Думы, т.к. там есть раздел и нашей Думы, который мы систематически наполняем.
Обеспечивая открытость и прозрачность представительной власти, её информационную доступность, в отчётном периоде в районной газете «Сельская правда» и на сайте района публикуются решения и постановления Думы, а также проекты правовых актов, заключения публичных слушаний. Практически все заседания районной Думы освещаются местным телевидением.
На официальном сайте Каргапольского района у районной Думы есть своя страничка. В соответствии с перечнем информации о деятельности Каргапольской районной Думы, утвержденным в 2010 года, материалы Думы публикуются на этом сайте в соответствующем разделе.
В настоящее время заканчивается работа по созданию раздела поселений района на районном сайте. В данном разделе есть информация и о поселенческих думах, данные о границах избирательных округов, информация о депутатах, графики приема избирателей главами и депутатами, телефоны для предварительной записи на прием и т.д.
Одним из важнейших направлений деятельности районной Думы является работа с избирателями. В районе утвержден и опубликован в районной газете, на сайте района и на Портале представительных органов график приема избирателей депутатами районной Думы. Ряд вопросов, обращений граждан депутаты решают в рабочем порядке, обращаясь за помощью в Администрацию района, к Главам сельсоветов. Депутатами проводился приём граждан района, осуществлялось рассмотрение их обращений и заявлений. К председателю Думы за 2012 год было 18 обращений. В основном они носили частный характер и касались проблем заявителя. Было три коллективных обращения. По всем вопросам были даны разъяснения, один вопрос решен положительно, один получил отказ.
Приём членами фракции «Единая Россия» был организован в общественной приёмной. За отчетный период было проведено 44 приема, было принято 8 граждан. Основная тематика обращений - вопросы труда и заработной платы, а также предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Всего за 2012 год Думой района было получено почтовой корреспонденции 72 письма, с начала созыва – 189 писем, отправлено соответственно 35 и 120. Большой объем корреспонденции идет по электронной почте. В прошлом году областная Дума закупила для районных дум программы и видеокамеры, и сейчас мы имеем возможность участвовать в мероприятиях, проводимых областной Думой, по видеосвязи. В конце прошлого года в заседании комитета областной Думы с отчетом по работе административной комиссии Каргапольского района участвовала председатель комиссии Рогалева С.Н. Сейчас областная Дума обсуждает проект Закона Курганской области об административных нарушениях на территории области, предложения от нашей Думы туда направлены.
Каргапольская районная Дума сотрудничает с общественными объединениями и организациями. Так, в 2010 году заключено Соглашение о взаимодействии отдела внутренних дел по Каргапольскому району и районной Думы в сфере правотворческой деятельности. Сотрудничает Дума с профсоюзами: проекты решений, затрагивающие трудовые отношения муниципальных служащих, согласовываются с райкомом Профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания.
Депутаты Думы принимают участие в районных мероприятиях: на школьных линейках 1 сентября и на последнем звонке в школах района, на педагогических и ветеранских конференциях, на торжественных мероприятиях, посвященных профессиональным праздникам, и т.д.
Работу представительного органа на районном уровне нельзя рассматривать в отрыве от работы Администрации района, с которой выстроены деловые, конструктивные взаимоотношения. Депутаты районной Думы включаются в составы комиссий, формируемых Администрацией района. Отмечу, что Администрация района своевременно информировала Думу о ходе реализации принятых решений, предоставляла запрашиваемые документы, материалы и инфо